Кировская областная общественная организация пчеловодов «Вятка»
Вятское
пчеловодство
Кировская областная общественная организация пчеловодов «Вятка» Кировская областная общественная организация пчеловодов «Вятка»
  • Главный офис:
  • г. Киров, ул. Ломоносова, 33
  • (8332) 51-52-25, 53-21-25
  • kooop-vyatka@mail.ru
  • Торговые офисы:
  • г. Киров, ул. Циолковского, 1
    (8332) 27-02-43
  • г. Киров, ул. Комсомольская, 13
    (8332) 60-49-54

Письмо представителям региона России рабочей группы по решению важных вопросов пчеловодного сообщества

Исх. № 7.«17» февраля2021 г.

Представителям региона России рабочей группы по

решению важных вопросов пчеловодного сообщества.

От пчеловодов Кировской области  из 34  районных

пчеловодных отделений КОООП «Вятка»

 

Открытое заявление

Пчеловодов Кировской области по  ФЗ «О пчеловодстве в РФ» от 30.12.2020.г

Уважаемые пчеловоды!

29.06.2021 вступит в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 490-ФЗ«О пчеловодстве в Российской Федерации» (далее – Закон).

КОООП «Вятка», представляющая интересы и выступающая от имени абсолютного большинства пчеловодов Кировской области, находящаяся в тесном контакте с пчеловодами из других субъектов Российской Федерации и представителями научного сообщества, просит написать обращение в Законодательное Собрание своей области, выступить с законодательной инициативой и внести изменения в Закон до его вступления в силу.

По мнению пчеловодов, закон не отражает реального положения дел в отрасли и не имеет юридического обоснования, деятельность пчеловодов и отрасль пчеловодства никак не отражена официально в деятельности российского Агропрома или иных официальных структур.

Актуальность документа сомнительна по элементарной причине отсутствия государственного управления отраслью пчеловодства. В МСХ и региональных министерствах отсутствуют отделы пчеловодства, нет конкретных лиц, отвечающих за состояние отрасли, нет конкретных планов по её развитию. Без  отработанной квалифицированной вертикали управления невозможно развитие системы производства продуктов пчеловодства и разворачивание горизонтали товарно-денежных отношений. А это возможно только при формировании системы управления отраслью при Министерстве сельского хозяйства.

В такой ситуации на настоящий момент назрела в большей мере проблема сохранения медоносных пчел и защиты профессиональных интересов пчеловодов.

Российский пчеловод практически не защищён законодательно от многих негативных факторов, не позволяющих создавать эффективную, многофункциональную пчеловодную индустрию, включающую содержание, разведение, производство, переработку и реализацию.

Сам же факт существования пчеловодства свидетельствует, что настало крайне необходимость  разработки долгосрочной национальной программы сохранения медоносных пчёл и  развития  пчеловодства в России, которая могла бы стать реальным и действенным документом.

Сообщаем, что при регулировании отрасли пчеловодства необходимо учитывать следующие факторы:

1) в большинстве своём пчеловодством занимаются граждане предпенсионного и пенсионного возраста, не имеющих статуса самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и не создающих юридические лица, в своих личных подсобных хозяйствах, на землях сельскохозяйственного назначения или лесного фонда;

2) серьезный урон пчеловодам наносит обработка сельскохозяйственных культур пестицидами, инсектицидами и другими химикатами Iи IIклассов опасности;

3) также подрывает экономические основы пчеловодства реализация недобросовестными лицами под видом мёда подслащённых растворов неясного происхождения;

4) в настоящее время отсутствуют меры поддержки пчеловодов, как представителей уникальной отрасли, находящейся на стыке сельского хозяйства, медицины, малого предпринимательства и самозанятости;

5) аборигенные породы медоносных пчёл находятся под угрозой исчезновения в связи с проникновением на территорию России чуждых видов пчёл неясного происхождения с неизученным генетическим наследием;

6) пчёл нельзя ограничить в сборе пыльцы и нектара какой-то чётко очерченной территорией, находящейся на вещном праве у пчеловода, пчёлы самостоятельно определяют место своей «работы» по сбору необходимых элементов.

- В ситуации со многими неопределенностями, деятельность пчеловодов не может подвергаться эффективному планированию, надзору или строгому законодательному регулированию. /Следует объективно понимать, что в РФ миллионы пчеловодов содержат по небольшому количеству пчелосемей, получают небольшие доходы. Пчелосемьи – биологические объекты с очень коротким сроком существования – 1-2 года, у них высокая смертность  от болезней и т.д. Их необходимо постоянно возобновлять. Пчелам не прикажешь, на какие земли лететь за взятком – сельскохозяйственные, лесные или иного предназначения. Результативные медосборы случаются не каждый год и полностью зависят от погодных условий/;

 Учитывая выше изложенное, просить Законодательное собрание своей области сформировать рабочую группу по подготовке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон. Со своей стороны, выражать готовность войти в состав такой рабочей группы и представить научно и экономически обоснованные предложения по корректировкам вышеуказанного закона.

Как минимум, уже сейчас можно отметить следующие замечания:

  1. Необходимо существенно расширить перечень основных понятий, содержащихся в ст. 2 Закона.

 Ст. 2. Пункт 3.

Пчеловодческое хозяйство – это хозяйство, а не человек в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя. Миллионы пчелиных семей в РФ содержат массы пенсионеров и безработных в сельской местности. Их бесполезно рассматривать в качестве юридических лиц и предпринимателей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в сельской местности изначально официально оформлены не как пчеловоды, пчеловодство у них лишь одно из явно не определяющих их существование направлений деятельности. Количество официально зарегистрированных лиц, экономически выживающих в основном за счет пчеловодства, невелико. 

Ст. 2. Пункт 4.

Пчеловодческая инфраструктура. Пчеловодство невозможно без освоения медоносных ресурсов, располагающихся вокруг пасеки на землях самого разного предназначения. Это закон природы. Впутывать естественное разнообразие и изменчивость медоносных ресурсов в законодательное подчинение совершенно нецелесообразно.

Ст. 2. Пункт 5.

Пасека – это не пчелы в ульях на каком земельном участке. Пасека – это центр освоения медоносных ресурсов, располагающихся вокруг нее на тысячах гектаров. Нет ресурсов – нет пасеки. Базовые понятия перепутаны.

Ст. 2. Пункт 7.

Пчелиная семья в улье – хозяйственная единица, конкретный материальный объект приложения труда пчеловода. Пчелиная семья как биологическое явление логично трактуется научными терминами без учета деятельности пчеловода.

  1. Уточнить перечень регулируемых Законом отношений, а также задач и направлений развития пчеловодства.

Ст. 3.

Ни в коем случае нельзя отдавать пчеловодство на произвол органам местного самоуправления и даже регионального управления. Это уровень междоусобных разбирательств между гражданами, которым нравятся или не нравятся пчелы или мед.

  1. Указать конкретные виды и меры поддержки пчеловодов как по линии поддержки малого и среднего предпринимательства, так и по линии поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  2. Допустить в Законе возможность иметь статус пчеловодческого хозяйства не только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, но также самозанятым гражданам, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства и физическим лицам, имеющим на праве собственности или ином вещном праве объекты пчеловодческой инфраструктуры.

ФЗ о пчеловодстве никак не согласован юридически с уже утвержденными документами по ведению  личных подсобных хозяйств /95 % пасек находятся в ЛПХ и преобладающая часть пчеловодов – пенсионеры, они разобщены территориально и, как правило, единоличные хозяйственники. Поэтому их нельзя приравнивать к ИП .Крупные производители мёда уже влились в систему хозяйственных отношений как владельцы пчеловодческий хозяйств и как индивидуальные предприниматели. Повышение эффективности их деятельности возможно лишь в улучшении условий содержания и сохранения медоносных пчёл, что не требует единого законодательного решения на самом высоком уровне.

Ст. 4. Пункты 3 и 4.

Тысячи пчелиных роев отлавливают ежегодно жители в сельской и лесной местности. Это вековое традиционное занятие. Это было и будет хаотичным. Регулировать это на высшем законодательном уровне представляется ироничным и излишним. Пункты не нужны.

Ст. 5.

 Используются медоносные ресурсы, а не земли. Использование пчелами естественных медоносных ресурсов не предполагает имущественных отношений. Пчеловоды не рубят лес, не занимают и не пашут сельскохозяйственные земли, не используют напрямую водные и минеральные ресурсы. Такую деятельность невозможно точно регламентировать по количественным показателям. Медоносная растительность естественным образом изменчива – вырубки, луга, заброшенные поля зарастают, севообороты не всегда включают посевы нектароносных с/х растений. Пчеловоды вынуждены лишь приспосабливаться к такой изменчивости.

Ст. 6.

Требования к размещению пасек не обоснованы. Пасеки размещаются по выбору пчеловодов в зависимости от наличия и состояния медоносных ресурсов. Из изменчивости медоносных ресурсов истекает непостоянство размещения пасек. Заявлять сверху официальные требования в такой ситуации не имеет смысла.

Ст. 7. Пункты 3 и 4.

Осуществление учета пчел – несбыточное желание. Пчелиная семья с коротким жизненным циклом. Пчелиная матка хозяйственно используется два года, ежегодное стихийное роение пчел, гибель пчел в зимовке и от болезней. Точный подсчет того, что постоянно меняется, не возможен. Если даже на таком учете настаивать, то все заявляемые цифры не будут соответствовать действительности. Количество пчелиных семей под своей опекой регулирует сам пчеловод ежегодно.

Выявлять массовую гибель пчел – это лозунг. Если массовое вымирание пчел началось и происходит, то это уже очевидный и нескрываемый факт. Профилактика заболеваний пчел прописана в действующем ветеринарном законодательстве.

Ст. 8.

Общественные организации пчеловодов уже давно существуют официально.

Ст. 9.

А кураторства пчеловодства со стороны государства нет. Единичные примеры (Татарстан, Башкортостан) опеки пчеловодов со стороны органов АПК.

Заявления о мерах по развитию пчеловодства голословно, кто обязан такие меры разрабатывать, утверждать и претворять в практику пчеловодства. Механизм не прописан.

Ст. 12.

В СССР функционировал «Пчелопром» и осуществлялась в целом в стране координация деятельности в сфере пчеловодства. Ныне такой координации нет. Заявлять голословно о том, что это обязанность «министерства сельского хозяйства», не логично. В федеральных и региональных недрах АПК потому и исчезла функция организация пчеловодства, что управление в этой сфере деятельности трудно осуществимо по причине разрозненности пчеловодов и малочисленности официально зарегистрированных юридических лиц с такой формой хозяйствования.

Списывать кураторство пчеловодством на местные органы самоуправления по тем же причинам не имеет смысла, о чем указывалось выше.

Ст.13.

Содержание и разведение пчел – это компетенция самого пчеловода. Ветеринарное обеспечение профилактики и лечения болезней пчел уже прописано в ветеринарном законодательстве. Ветеринарные требования к содержанию и разведению пчел должны быть едины на все территории РФ и не ограничивать профессиональных действий пчеловода на принадлежащей ему пасеке.

  1. Уточнить сроки, в которые лица, использующие пестициды, инсектициды и иные химикаты, обязаны предупреждать о таком использовании пчеловодов.

 

Ст. 16.

Безопасность пчел при использовании агрохимикатов должна быть логично прописана в соответствующих инструкция по применению ядовитых веществ. Необходимо запретить применение агрохимикатов 1 и 2 классов опасности, осуществлять контроль по использованию агрохимикатов и отражать их использование через систему «Меркурий»;

 

  1. Указать в Законе ограничения по ввозу в Российскую Федерации пчёл неясного происхождения и предусмотреть меры по усилению государственного контроля за реализуемыми в Российской Федерации продуктами пчеловодства.

Ст. 17.

Племенная работа в пчеловодстве в пределах страны должна быть кем-то организована, управляться и осуществляться. В СССР было утверждено породное районирование медоносных пчел, существовало официально хотя бы несколько племенных пчеловодческих организаций. Ныне в этом отношении полный хаос. Никто ни с кем не согласует и ни перед кем не отвечает за то, каких по происхождению и качеству пчел содержит и разводит. В данном случае лишь прописаны законодательно лозунги, а необходимо решать конкретные вопросы организации государственного управления и регулирования в этой сфере деятельности. Разработка и осуществление селекционных программ – это серьезное и большое дело. Самим пчеловодам решение этих проблем не под силу. Исходящие из общественных объединений пчеловодов пожелания и просьбы по ведению селекционной работы в пчеловодстве не имеют юридического статуса, потому невыполнимы в обыденной деятельности пчеловодов.

 

  1. Отражает важнейшую роль медоносных пчел в опылении естественных и аграрных экосистем и поддержания видового многообразия растений.
  2. Упрощение легализации объектов пчеловодческой инфраструктуры по аналогии с «дачной амнистией».

Заключение. Юридический смысл федерального закона – регулировать общественные отношения и требовать исполнения узаконенных положений. В данном законе о пчеловодстве не просматривается решения проблем общественных отношений. Речь идет о пчеловодах, их пасеках и хозяйствах только в одностороннем порядке. Отсутствует вторая сторона отношений.  Огромное количество владельцев пчел не являются юридическими лицами. Это просто граждане. Содержание пчел – это лишь их волепроявление к такого рода деятельности. С такой точки зрения насущной потребности в законотворчестве о пчеловодстве просто нет. Лишь незначительная часть граждан содержит пчел с целью экономической выгоды, что исходит от официальной реализации получаемых ими продуктов пчеловодства. Именно поэтому они уже зарегистрированы как юридические лица и полностью подчинены требованиям действующего законодательства. Смысла вписывать, пчеловодство в отдельный юридический акт нет.

Пчеловодство как система содержания и разведения медоносных пчел действительно требует упорядочения, но лишь по отношению к пчелам. Есть насущные проблемы сохранения аборигенных и ценных пород пчел. Есть проблемы защиты пчел от агрохимикатов. Есть проблемы в организации селекционной работы с медоносными пчелами. Не отрицаемы перспективы использования пчел для опыления с/х культур. Но нет ответа на вопрос, кто будет заниматься решением этих проблем. Нужны не законы, а квалифицированные специалисты и грамотная организация их для разрешения очевидных проблем.

Пчеловоды Кировской области выступают против  Федерального Закона «О пчеловодстве» Российской Федерации, документ в таком виде очень спорный в его надобности для пчеловодов и не может, ими одобрен. Отрасли пчеловодства действительно нужны согласованная государственная политика развития, поддержка в подготовке квалифицированных кадров и молодого поколения пчеловодов, защита профессиональных интересов пчеловодов и защита медоносной пчелы.

Просим Вас рассмотреть наши предложения и совместными усилиями выступить против вступления силу ФЗ от 30.12.2020 № 490 «О пчеловодстве…».

Основание такого открытого заявления:

Протокол членов правления КОООП «Вятка» № 1  от 27 января 2021 г и  мнение абсолютного большинства пчеловодов Кировской области.

Члены правления КОООП «Вятка»:

Черных В.А.- зам.председателя правления; Чащухин В.А.–доктор, профессор б. н. , Голуб О.Н.-зам. председателя Центра развития инноваций «Новатор». Киров; Русских Г.А.; Лопатин Я. Г.; Пегашев С.А.; Пересторонин Е.С.; Чирков Н.В.; Сентебов А.Н.; Бояринцев С.А.; Марамзин С.В.; Городилов В.А.; Захарищев А.С.

 

Председатель правления КОООП «Вятка»   М.В. Леонова 

Назад