Заключение по проекту федерального закона № 965697-7 "О пчеловодстве в Российской Федерации" (второе чтение)
Комитет Государственной Думы
по аграрным вопросам.
На № вн 3.10 -6/555 от 9 декабря 2020 года
Заключение
по проекту федерального закона № 965697-7
«О пчеловодстве в Российской Федерации»
(второе чтение)
Законопроект ко второму чтению доработан с учетом отдельных замечаний правового характера, а также дополнен рядом новых положений.
Так, предлагается регулирование деятельности пчеловодческих хозяйств, к которым согласно пункту 3 статьи 2 проекта относятся юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пчеловодство. При этом статьей 5 законопроекта для целей пчеловодства допускается использование земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, которое не является предпринимательской деятельностью и не имеет статуса юридического лица (см. статью 2 Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). В связи с этим следует уточнить круг лиц, на которых будут распространяться проектируемые нормы.
Частью 3 проектируемой статьи 5 предусматривается использование для пчеловодства земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления, в соответствии с земельным законодательством. Обращаем внимание, что упрощенный порядок использования земель осуществляется в соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, которая содержит закрытый перечень случаев и не предусматривает такое предоставление для целей пчеловодства.
В целях сохранения племенной продукции проектом устанавливается запрет для физических и юридических лиц на расстоянии до 25 километров от организаций, осуществляющих племенную работу в области пчеловодства, осуществлять пчеловодство с использованием пчел, отнесенных к породам, отличным от используемых в племенной работе (часть 2 статьи 17 проекта). При этом законопроектом не предусмотрен порядок информирования о нахождении таких организаций в радиусе 25 километров, что не отвечает принципу исполнимости обязательных требований, установленному статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Законопроект требует доработки в части предусмотренных в нем полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития пчеловодства.
В статье 3 законопроекта следует сначала указать нормативные правовые акты Российской Федерации, а затем – нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В наименовании статьи 12 законопроекта не указаны полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащиеся в части 2 указанной статьи.
Согласно части 1 статьи 12 законопроекта полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере развития пчеловодства реализуются в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Исходя из указанной формулировки не ясно, о каких полномочиях идет речь.
Пунктом 2 части 2 статьи 12 законопроекта предусмотрено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, при этом законопроектом не раскрываются понятие и цели ведения такого паспорта.
В части 3 статьи 12 законопроекта, следует иметь в виду, что содержащиеся в наименовании статьи слова «полномочия органов местного самоуправления в сфере развития пчеловодства» не соответствуют содержанию указанной части, так как речь в ней идет об отдельных государственных полномочиях, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, а не о самостоятельных полномочиях органов местного самоуправления.
Лингвостилистическая и юридико-техническая правки переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления Е.В. Горбачева